Театрализованное представление традиционного, корякского праздника береговых коряков «ХОЛОЛО»
00:48 27.11.2025 16+
Театрализованное представление традиционного, корякского праздника береговых коряков «ХОЛОЛО»
4 ноября 2025г.
На протяжении всего праздника ведущий комментирует происходящее на площадке ритуально-обрядовые действия.
Участники обрядово-ритуальной части:
Хозяин – Косыгин Кирилл Владимирович
Хозяйка – Голикова Светлана Савельевна
Вокал – Шмагин Пантелей Макарович
Творческие коллективы:
Корякский фольклорный ансамбль танца «АНГТ» имени И.И. Жукова. Народный национальный фольклорный ансамбль танца «Вэем».
Перед началом праздника хозяин праздника, разжигает ритуальный костер.
Хозяева вешают возле очага лыг΄утаӈу - траву для благополучия. Хозяйка праздника держит в руках деревянную тарелку с национальным блюдом и кусочками нерпичьего жира.
На протяжении всего праздника ведущий комментирует происходящее на площадке ритуально-обрядовые действия.
Перед началом народного гуляния:
1.Встреча гостей.
После завершения торжественного концерта:
2. Хозяйка праздника через огонь приносит подношение.
3. Действие обряда «Проводы душ нерпы через огонь» Действия обряда «Проводы «душ нерп». Хозяин вместе с «хозяйкой восклицают «Олололо»! – так встречают гости-нерп, заходящих в гости. Под это восклицание заносят ветки-ольхи и подвешивают у очага – это гости-нерпы.
Комментарий: Гости и хозяева праздника приветствуют «гостей-нерп» восклицанием: Оча! Хололо! Хозяин открывает двери для того, чтобы, души нерп нашли выход в море. Сейчас вы видите, как «хозяин заносит в импровизированную ярангу ветки дерева ольхи – это гости – нерпы. Из веток ольхи хозяин будет формировать чучела, и через огонь провожать души, добытых во время сезона охоты морского зверя. Гости подхватывают восклицание хозяев. Оча! Хололололололо!
Затем заносят настоящую нерпу, оставляют недалеко от очага. Кладут ей под лапы траву лаутен.
Хозяин делает две нерпы из ольховых веток и травы-лаутен. Очень важно перед дорогой «напоить» нерпу водой, поскольку по поверьям коряков означает, что «нерпушки тоже хотят пить». Хозяйка в это время готовит шкурку нерпы, она символизирует землю. Кладут шкурку под национальное блюдо – тылӄытил. Это своеобразный якорь для охотников, ведь охотники всегда должны находиться на земле. Коряки очень ценят дерево ольху, поскольку они используют его для покраски оленей шкуры, отгоняют духов, закрывают ворота для потусторонних сил, используют как лекарственное средство. Ольха для коряков – это их «друг», который защищает и помогает им.
4. Затягивание ольховых веток. Затягивание ольховых веток, символизирует действия охотников. Которые тянут нерпу из воды. Гости что снаружи должны дать перетянуть ветки в дом. Это означает, что в следующий сезон охоты на морского зверя будет удачным. Ветки сжигают в ритуальном костре.
5. Действие обряда «Бросание шишек, на счастье». Кто поймает шишку, может загадывать желание, а тот, кто поймает и соберет большее количество шишек, того ждет большая удача. Кому попадется кривая шишка, тот будет счастливым человеком. По поверьям коряков шишки не догрызаются, для того чтобы семья была в сохранности.
6. Танец Уляу исполнили творческие коллективы: корякский фольклорный ансамбль танца «АНГТ» имени И.И. Жукова и народный национальный фольклорный ансамбль танца «Вэем».
Пропеллер же на самом деле, символизирует звуки шторма и бури в море. И раскручивали его для того, чтобы, во время сезона охоты на морского зверя не было бурь и штормов. Но для того, чтобы все произошло так как хотят участники праздника, необходимо настроить ремень и всю атрибутику обрядового действия на результат. Для ремня специально вырезались «маленькие человечки из ольхи», их закрепляли на ремне, кормили толкушей. Человечки отвечали за крепость ремня. Однако, еще надо было разбудить человечков. Перед тем как вешать их на ремень ими стучали по стенам и косякам дома. Затем талытал подвешивали. Все желающие могли подойти и, раскачивая ремень петь свою песню, пытаясь войти в транс и разбудить человечков. Во время пения пританцовывают. Произносятся слова, которые имеют магическую направленность: «А ну-ка, маленькие человечки! Крепкий сделайте ремень! Хороший ремень сделайте, маленькие человечки!». Хозяева праздника обязательно рисуют глаза и рот маленьким куклам, кормят, поят их. Это делается для того, чтобы гости могли узнать, как нерпы добрались домой. Если талытал не разорвется, гости не приобщатся к ритуальному таинству, так как разорванные кусочки ремня символизируют нерп и «нерпы» вместе с гостями «раскачивают» ремень. Поэтому, когда попадается очень крепкий ремень, его немного подрезают. Кусочки ремня гости берут себя для будущей удачной охоты.
#творчество #культура #Корякский_округ_95_лет #традиции
#КГБУКорякскийЦНТ